• 8 (53), Октябрь 2018
    avto53 
  • 9 (539), 28 сентября 2018
     avto539
  • 7 (52), Сентябрь 2018
     avto52
  • 8 (538), 31 августа 2018
     avto538
  • 07 (537), 31 июля 2018
     avto537
  • 6 (51), Июль-Август 2018
     al51
  • 06 (51), Июль-Август 2018
     avto51
    05 (50), Июнь 2018
  • 5 (50), Июнь 2018
     al50
    03 (48), Апрель 2018
  • 05 (50), Июнь 2018
     avto50
  • 06 (536), 22 июня 2018
     avto536
  • 4 (49), Май 2018
     al49
  • 4 (49), май 2018
     avto49
  • 04 (534), 23 апреля 2018
     avto534
  • 03 (48), Апрель 2018
     al48
  • 03 (48), Апрель 2018
     avto48
  • 03 (533), 22 марта 2018
     avto533
  • 02 (47), Март 2018
     al47
  • 02 (47), Март 2018
     avto47
  • 02 (532), 22 февраля 2018
    avto532 
  • 1 (46), Февраль 2018
    al46 
  • 1 (46), Февраль 2018
     avto46
  • 01 (531), 23 января 2018
     avto531
  • 12 (530), 27 декабря 2017
     avto530
  • 11 (45), Декабрь 2017
     avto45

Право руля. Боремся с эвакуацией законными методами

201015-2В мегаполисах вроде Екатеринбурга редкий гражданин не слышал что-либо об эвакуации транспортных средств. Если не у него самого, так у друга-кума-свата-брата вчера-неделю-месяц назад на штрафстоянку увезли автомобиль, который, казалось бы, никому не мешал, и стоял в разрешенном месте. Споры с компанией-эвакуаторщиком никогда ни к чему не приводят, и граждане, уплатив несколько тысяч рублей штрафа, услуги по эвакуации и стоимости стоянки, чаще всего убеждены: виноваты все, кроме них! Попробуем разобраться?

Итак, эвакуация транспортного средства это принудительная его постановка на специализированную стоянку, которая ставит целью прекращение административного правонарушения. Таковыми нарушениями являются: управление автомобилем или мотоциклом лицом, находящимся в состоянии опьянения, отказывающимся пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, не имеющим права управления или ранее такого права, лишенным.

Кроме того, ТС может быть эвакуировано при нарушении правил остановки или стоянки, а именно: при нахождении его на тротуаре в нарушение ПДД, в зоне действия знака «Остановка запрещена», парковке ближе 5 метров до пешеходного перехода или в местах, где такое нахождение мешает нормальному движению транспорта, или когда ТС имеет техническую неисправность, при которой движение невозможно. Если, положим, несознательный гражданин бросил свое «автосчастье» посреди двора, чем заблокировал движение, можно вызвать инспектора ДПС и эвакуатор.

Дальше. Сама эвакуация это достаточно трудоемкий и ответственный процесс, поскольку в ней участвуют, как минимум, три относительно не связанных между собой лица. Во-первых, это госавтоинспектор, которому надлежит установить и зафиксировать факт административного правонарушения. Во-вторых, это водитель эвакуатора, который должен максимально аккуратно погрузить, отвезти машину и разгрузить, не доставив транспортному средству ни единого повреждения. Наконец, это владелец специализированной стоянки, который обязан обеспечить максимальную сохранность транспортного средства на весь период содержания. И самое забавное (и во что сложнее всего поверить), это несвязанность инспектора ДПС и «эвакуаторщика» со «стоянщиком».

А все почему? У гаишника основная задача — пресечь административное правонарушение с одновременным наказанием нарушителя. Соответственно, если на момент эвакуации к машине подойдет владелец, процесс должен быть остановлен, и машина возвращена на землю. И это не прерогатива полицейского, а Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Оно гласит, что при нарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19 и статьей 12.26 Кодекса, в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения наземное транспортное средство помещается на ближайшую специализированную стоянку. Попросту говоря: если ситуацию можно решить до эвакуации, она должна быть решена до эвакуации!

Но для эвакуаторщиков и владельцев специализированных стоянок каждая доставленная машина — это деньги, и они, нередко, готовы идти на правонарушение, лишь бы увезти машину нарушителя. Такое поведение стало причиной конфликта между ГИБДД Екатеринбурга и екатеринбургским ЕМУП «Автостоянка», когда в ответ на просьбу гаишника, водители отказывались снимать машины с эвакуаторов, зато могли нагрубить и нахамить. После словесных препирательств муниципальные служащие объявили, что гаишники не дают им работать, а на освободившийся сегмент рынка тут же пришли другие компании по эвакуации — более вменяемые и вежливые.

Приведем интереснейший пример. Около двух месяцев назад сотрудниками ГИБДД Свердловской области были задержаны два грузовика, перевозившие металлоконструкции из Полевского в Каменск-Уральский с огромным перевесом. Согласно ПДД, при таком нарушении эксплуатация ТС прекращается, и оно должно быть доставлено на специализированную стоянку. Когда тягач с металлоконструкциями привезли в Екатеринбург, владельцы эвакуатора выставили счет в размере 193 000 рублей. Спустя пару часов к Сибирскому тракту,6, приехал Lexus LX570 с очень крутыми людьми за рулем, и стороны «сошлись» на 12 тысячах рублей.

Так вот. Согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области «Об утверждении платы за перемещение транспортного средства и его хранение на специализированной стоянке в Свердловской области» от 27.06.2012 г. № 85-ПК, в Екатеринбурге он составляет 995 рублей без НДС, в иных населенных пунктах — 600 рублей без НДС. Что до стоимости содержания транспорта на стоянке, то для пассажирских ТС до 8 мест помимо водителя эта сумма составляет 30 и 15 рублей в час (бОльшая цена — для уральской столицы); для ТС числом пассажиров более 8 или массой до 5 тонн — те же 30 и 15 рублей; для ТС массой свыше 5 тонн и для грузовиков — 60 и 30 рублей, соответственно. Цены — без НДС, первые три часа содержания — бесплатно.

Существует разъяснение, согласно которому запрещена эвакуация транспортного средства, если внутри находятся люди. Оно вышло пару лет назад, когда в Санкт-Петербурге эвакуировали сломанный автомобиль с восьмилетним ребенком. С тех пор инспектор ДПС в обязательном порядке просит водителя или пассажиров покинуть транспортное средство, а, если они отказываются, предпринимает все разрешенные законом меры и методы. Ряд правозащитников, руководствуясь лишь им известными принципами, начали советовать нарушителям закрываться в машине, а просьбы госавтоинспектора игнорировать.

Так стал известен москвич Константин «Паркмен» Алтухов, который больше суток сидел в своей Mazda BT-50, не давая эвакуатору увезти его на штрафстоянку. В результате товарищ стал участником судебного разбирательства (с него требуют 15 тысяч рублей за простой эвакуатора), а его предшественнику по фамилии Афанасьев (менее растиражированный случай), были назначены 5 суток административного ареста. Все по той же ст.19.3 КоАП РФ «Неподчинение законным требованиям сотрудников полиции».

Миссией журнала «АвтоДрайв» была, есть и будет поддержка автовладельцев, которые попадают в самые сложные ситуации. Если вы стали свидетелем эвакуации вашего транспортного средства, помните: во-первых, присутствующий инспектор ДПС должен четко и всеобъемлюще рассказать, какой именно пункт ПДД вы нарушили. Во-вторых, если автовладелец оказался рядом с эвакуатором, на который даже погружен автомобиль, машину обязаны снять. Наконец, задача инспектора ДПС (как бы прискорбно это не звучало), это привлечение нарушителя к ответственности, а не факт эвакуации автомобиля. Соответственно, если эвакуаторщик не хочет снимать машину, вы можете обратиться за помощью к полицейскому!

И еще: А) О факте задержания машины должен быть составлен протокол, или сделана отдельная запись в протоколе об административном правонарушении. Б) В протоколе должна содержаться информация об автомобиле, комплектации, технических характеристиках, имеющихся неполадках и кузовных дефектах, механизмах, которыми осуществлялась погрузка. В) В протокол может быть внесена дополнительная информация — о колёсных дисках, установленных на автомобиль или даже о модели акустической системы. Г) По просьбе автовладельца капот и багажник машины могут быть опечатаны. Д) Все ценные вещи и денежные средства рекомендуется из автомобиля изъять.

Но главное, это стараться не нарушать правила, чтобы вопрос об эвакуации вообще не вставал. Тогда вам не придется доказывать ни необснованность цены, ни грамотность помещения транспортного средства на специализированную стоянку, ни что-то еще.

Михаил Моторин

Журнал «АвтоДрайв City», май 2015